Сайт воспитателя ДОУ «Гимназия №10» д/о «Снежинка»
Кушнерова Марина ЛеонидовнаКРУЖОК
Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от уровня владения собственными руками.
Работая с детьми младшего возраста, пришла к выводу: чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы – лепка становится любимым занятием на долгие годы..
Основу кружка «Умелые руки» представляет такой вид деятельности, как лепка, т.к. это самый продуктивный вид деятельности, в лепке легче проявить себя. Этот вид деятельности не требует таких больших усилий, как рисование и аппликация, в тоже время помогает ребёнку развивать мелкую моторику, мышление, фантазию и сразу даёт ребёнку увидеть возможность своего труда.
Рабочая «Программа» кружка «Умелые ручки» была создана по запросу родителей. Новизна данной «Программы» заключается в формировании устойчивой потребности в изо – деятельности.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА
Цели:
Создание устойчивой мотивации и потребности к художественной деятельности, поддержания стремления детей к видению и созданию красивых предметов. Использование ранее полученных умений и навыков в лепке.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребёнка в творческом его развитии.
Воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми, учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Сохранение и укрепление эмоционально – психического здоровья детей;
Формирование потребности в изодеятельности;
Развитие эстетического вкуса и культуры;
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие внимания, сосредоточенности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами;
Овладения основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей во время создания образов;
Формирования способностей к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к материалу;
Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения работы;
Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
Соблюдение правил техники безопасности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учёт возрастных и индивидуальных способностей.
Возраст детей
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на возраст детей от 3 до 7 лет.
Сроки реализации «Программы»:
Срок действия «Программы» 5 лет. «Программа» состоит из 3 этапов:
Начальный этап: знакомство с материалом (солёное тесто) и нестандартным оборудованием, овладение простейшими приёмами лепки из солёного теста.
Промежуточный (основной этап): обучение выполнению различных композиций индивидуально или коллективно, используя разную технику лепки, оформление деталей композиции с помощью нестандартного оборудования.
Длительность этапов:
Начальный этап – 1 год.
Основной этап – 3 года.
Заключительный этап – 1 год.
Учебно – тематический план состоит из пяти частей:
Учебно – тематический план первого года обучения;
Учебно – тематический план второго года обучения;
Учебно – тематический план третьего года обучения;
Учебно – тематический план четвёртого года обучения;
Учебно – тематический план пятого года обучения.
Количество занятий:
Установленное количество учебных занятий первого года обучения:18 занятий.
Установленное количество учебных занятий второго года обучения:18 занятий.
Установленное количество учебных занятий третьего года обучения:9 занятий.
Установленное количество учебных занятий четвёртого года обучения:9 занятий.
Установленное количество учебных занятий пятого года обучения:18 занятий.
Формы проведения:
Занятия, занятия по подгруппам, индивидуальная работа.
Количество занятий:
Год обучения | Возраст | Общее количество занятий в год | Количество занятий в месяц | Длительность одного занятия |
1 | 3-4 года | 36 | 4 | 15 мин |
2 | 4-5 лет | 36 | 4 | 20мин |
3 | 5-6 лет | 18 | 2 | 25 мин |
4 | 5-6 лет | 18 | 2 | 25 мин |
5 | 6-7 лет | 36 | 4 | 30 мин |
Название программ, педагогических технологий, методических разработок, пособий, на основании которых была составлена рабочая «Программа».
«Программы»:
Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «От рождения до школы»;
И.А.Лыкова «Цветные ладошки»
Методические разработки:
Т.С.Комарова «Детское художественное творчество. Для работы с детьми в 2-7 лет».
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 3-4 года.
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 4-5 лет
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 5-6 лет
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 6 — 7 лет
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная группа
Технологии и методики:
Личностно – ориентированная;
Игровая;
ИКТ – технология;
Технология художественного творчества.
Задачи этапов программы:
Задачи в младшей группе:
— Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;
— Создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в другие формы, создавая при этом выразительные образы;
— Учить лепить пальцами, соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; формировать мелкие детали;
— Создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.
— Использовать в работе нестандартное оборудование при создании образов и несложных композиций.
Задачи в средней группе:
— Формировать умение лепить несложные композиции.
— Формировать умение создавать объёмные формы.
— Обучать способам соединения частей; поощрять стремление к более точному изображению.
— Учить детей расписывать поделки из солёного теста.
Задачи в старшем дошкольном возрасте:
-Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета.
— Учить выделять в композиции главное, учить планировать эскиз, композиционную схему.
— Побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжеты композиции, используя разные способы лепки, приёмы декорирования образа.
— Закреплять умение работать коллективно над композицией, договариваясь о распределении работы.
— Закреплять умение расписывать готовые поделки.
— Закреплять умение использовать в работе нестандартное оборудование.
Результат реализации «Программы»:
Воспитанник должен:
Создавать композиции из солёного теста по замыслу;
Использовать в работе нестандартное оборудование;
Оформлять работы дополнительными деталями;
Овладеть определёнными умениями, навыками, знаниями в работе с солёным тестом;
Уметь управлять своими поступками, чувствами;
Иметь сформированную потребность в изо – деятельности.
Формы проведения итогов реализации «Программы»:
Выставки детских работ;
Творческий отчёт на педсовете;
Диагностический лист.
Литература
- Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». 2006год Издательство «Карапуз-дидактика».
- Т. Н. Доронова «Обучаем детей изодеятельности» (планы занятий и бесед) 2005 год Издательство Москва «Школьная пресса».
- И. Хананова «Поделки из солёного теста» 2006 год Издательство «АСТ-пресс».
- И. Хананова «Солёное тесто» 2007 год Издательство «АСТ-пресс».
- Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина «Красота. Радость. Творчество».
- Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста» Айрис-пресс, Москва, 2008 год.
- В. А. Хоменко «Солёное тесто. Шаг за шагом» Г. Харьков книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2007 год.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА
2 младшая группа:
- отделять от большого куска небольшие комочки;
- раскатывать комок теста прямыми движениями;
- раскатывать комок теста круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок теста;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывать края формы кончиками пальцев;
- использовать нестандартное оборудование.
Средняя группа:
- скатывать прямыми движениями;
- скатывать круговыми движениями;
- расплющивать;
- соединять в виде кольца;
- защипывать края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивать части от основной формы;
- сглаживать поверхности формы;
- присоединять части;
- прижимание;
- примазывать;
- вдавливать для получения полой формы;
- использовать стеки.
Старшая группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- роспись;
- налепы;
- углубленный рельеф;
- использование стеки;
- использование нестандартного оборудования.
Подготовительная группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев теста;
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- устойчивость;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
Тематический план
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. | Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. | Осень. | |
1. | Водное занятие. | 2 |
2. | Грибок. | 2 |
3. | Божья коровка. | 2 |
4. | Ёжик. | 2 |
5. | Осеннее дерево. | 2 |
2. | Животные. | |
1. | Весёлая пчёлка. | 2 |
2. | Овечка. | 2 |
3. | Бабочка. | 2 |
3. | Зимние забавы. | |
1. | Новогодняя ёлка. | 2 |
2. | Снеговик. | 2 |
4. | Цветочные композиции. | |
1. | Ромашка. | 2 |
2. | Гусеница на цветочной поляне. | 2 |
3. | Букет в вазочке. | 2 |
4. | Корзина с цветами. | 2 |
5. | Коллективная лепка. | |
1. | Сказка «Колобок» | 2 |
2. | Петушок с семьёй. | 2 |
3. | На весеннем лугу. | 2 |
4. | Забавные рыбки. |
2 |
Итого: 36
Тематический план. Возраст: 3-4 года
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. |
Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. |
Осень. |
|
1. |
Водное занятие. |
2 |
2. |
Грибы. |
2 |
3. |
Божья коровка. |
2 |
4. |
Ёжик в осеннем лесу. |
2 |
5. |
Осеннее дерево. |
2 |
2. |
Животные. |
|
1. |
Весёлая пчёлка. |
2 |
2. |
Забавные рыбки. |
2 |
3. |
Лисичка-сестричка. |
2 |
3. |
Зимние забавы. |
|
1. |
Новогодняя ёлка. |
2 |
2. |
Весёлый снеговик. |
2 |
4. |
Цветочные композиции. |
|
1. |
Букет в вазочке. |
2 |
2. |
Корзина с цветами. |
2 |
3. |
Земляника. |
2 |
4. |
Гусеница на цветочной поляне. |
2 |
5. |
Коллективная лепка. |
|
1. |
Сказка «Колобок» |
2 |
2. |
Петушок с семьёй. |
2 |
3. |
Матрёшки |
2 |
4. |
Подсолнухи в деревне. |
2 |
Итого: 36
Тематический план. Возраст: 4-5 лет
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. |
Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. |
Осень. |
|
1. |
Водное занятие. |
2 |
2. |
Грибы. |
2 |
3. |
Божья коровка. |
2 |
4. |
Ёжик в осеннем лесу. |
2 |
5. |
Осеннее дерево. |
2 |
2. |
Животные. |
|
1. |
Весёлая пчёлка. |
2 |
2. |
Забавные рыбки. |
2 |
3. |
Лисичка-сестричка. |
2 |
3. |
Зимние забавы. |
|
1. |
Новогодняя ёлка. |
2 |
2. |
Весёлый снеговик. |
2 |
4. |
Цветочные композиции. |
|
1. |
Букет в вазочке. |
2 |
2. |
Корзина с цветами. |
2 |
3. |
Земляника. |
2 |
4. |
Гусеница на цветочной поляне. |
2 |
5. |
Творчество. |
|
1. |
Ромашка. |
2 |
2. |
Кошачья семья. |
2 |
3. |
Бабочка. |
2 |
4. |
Цветик- семицветик. |
2 |
Итого: 36
Тематический план. Возраст:5-6 лет
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. |
Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. |
Осень. |
|
1. |
Водное занятие. |
2 |
2. |
Грибы. |
2 |
3. |
Ёжик в осеннем лесу. |
2 |
2. |
Цветочные композиции. |
|
4. |
Букет в вазочке. |
2 |
5. |
Корзина с цветами. |
2 |
3. |
Зимние забавы. |
|
6. |
Новогодняя ёлка. |
2 |
4. |
Животные. |
|
7. |
Лисичка-сестричка. |
2 |
8. |
Павлин. |
2 |
5. |
Коллективная лепка. |
|
9. |
Сказка «Колобок». |
2 |
Итого: 18
Тематический план. Возраст:5-6 лет
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. |
Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. |
Осень. |
|
1. |
Вводное занятие. |
2 |
2. |
Осеннее дерево. |
2 |
2. |
Цветочные композиции. |
|
3. |
Красивые цветы на поляне. |
2 |
4. |
Корзина с цветами и фруктами. |
2 |
3. |
Зимние забавы. |
|
5. |
Снеговик и его друзья. |
2 |
4. |
Животные. |
|
6. |
Рыбки в аквариуме. |
2 |
5. |
Коллективная лепка. |
|
7. |
Морской пейзаж. |
2 |
8. |
Подсолнухи в деревне. |
2 |
9. |
Три медведя. |
2 |
Итого: 18
Тематический план. Возраст: 6-7 лет
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, содержательной линии. |
Количество занятий на изучение раздела, темы. |
1. |
Осень. |
|
1. |
Водное занятие. |
2 |
2. |
Как мы в лес по грибы ходили. |
2 |
3. |
Ёжик в осеннем лесу. |
2 |
4. |
Осенний лес. |
2 |
5. |
Фруктовое чудо. |
2 |
2. |
Животные. |
|
6. |
Павлин. |
2 |
7. |
Сказочная птица. |
2 |
8. |
Весёлая корова |
2 |
3. |
Зимние забавы. |
|
9. |
Дед Мороз. |
2 |
10. |
Новогодняя ёлка. |
2 |
11. |
Снеговик и его друзья. |
2 |
4. |
Цветочные композиции |
|
12. |
Подснежники |
2 |
13. |
Букет в вазе. |
2 |
14. |
Корзина с цветами и фруктами. |
2 |
15. |
На весеннем лугу. |
2 |
5. |
Коллективная лепка. |
|
16. |
На дне морском. |
2 |
17. |
Подсолнухи в деревне. |
2 |
18. |
Весёлый алфавит. |
2 |
Итого: 36