Сайт воспитателя ДОУ «Гимназия №10» д/о «Снежинка»

Кушнерова Марина Леонидовна

КРУЖОК

Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от уровня владения собственными руками.

Работая с детьми младшего возраста, пришла к выводу: чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше  развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы – лепка становится любимым занятием на долгие годы..

Основу кружка «Умелые руки» представляет такой вид деятельности, как лепка, т.к. это самый продуктивный вид деятельности, в лепке легче проявить себя. Этот вид деятельности не требует таких больших усилий, как рисование и аппликация, в тоже время помогает ребёнку развивать мелкую моторику, мышление, фантазию и сразу даёт ребёнку увидеть возможность своего труда.

Рабочая «Программа» кружка «Умелые ручки» была создана по запросу родителей. Новизна данной «Программы» заключается в формировании устойчивой потребности в изо – деятельности.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА

Цели:

Создание устойчивой мотивации и потребности к художественной деятельности, поддержания стремления детей к видению и созданию красивых предметов. Использование ранее полученных умений и навыков в лепке.

Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребёнка в творческом его развитии.

Воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми, учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самостоятельной деятельности.

Задачи:

Сохранение и укрепление эмоционально – психического здоровья детей;

Формирование потребности в изодеятельности;

Развитие эстетического вкуса и культуры;

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие внимания, сосредоточенности, воображения, фантазии, умения  управлять своими поступками, чувствами;

Овладения основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей во время создания образов;

Формирования способностей к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к материалу;

Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;

Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения работы;

Развитие опыта и творческой деятельности в  создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

Соблюдение правил техники безопасности.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Учёт возрастных и индивидуальных способностей.

Возраст детей

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на возраст детей от 3 до 7 лет.

Сроки реализации «Программы»:

Срок действия «Программы» 5 лет.  «Программа» состоит из 3 этапов:

Начальный этап: знакомство с материалом (солёное тесто) и нестандартным оборудованием, овладение простейшими приёмами лепки из солёного теста.

Промежуточный (основной этап): обучение выполнению различных композиций индивидуально или коллективно, используя разную технику лепки, оформление деталей композиции с помощью нестандартного оборудования.

Длительность этапов:

Начальный этап – 1 год.

Основной этап – 3 года.

Заключительный этап – 1 год.

Учебно – тематический план состоит из пяти частей:

Учебно – тематический план первого года обучения;

Учебно – тематический план второго года обучения;

Учебно – тематический план третьего года обучения;

Учебно – тематический план четвёртого года обучения;

Учебно – тематический план пятого года обучения.

Количество занятий:

Установленное количество учебных занятий первого года обучения:18 занятий.

Установленное количество учебных занятий второго года обучения:18 занятий.

Установленное количество учебных занятий третьего года обучения:9 занятий.

Установленное количество учебных занятий четвёртого года обучения:9 занятий.

Установленное количество учебных занятий пятого года обучения:18 занятий.

 Формы проведения:

Занятия, занятия по подгруппам, индивидуальная работа.

Количество занятий:

Год обучения Возраст Общее количество занятий в год Количество занятий в месяц Длительность одного занятия
1 3-4 года 36 4 15 мин
2 4-5 лет 36 4 20мин
3 5-6 лет 18 2 25 мин
4 5-6 лет 18 2 25 мин
5 6-7 лет 36 4 30 мин

Название программ, педагогических технологий, методических разработок, пособий, на основании которых была составлена рабочая «Программа».

«Программы»:

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «От рождения до школы»;

И.А.Лыкова «Цветные ладошки»

Методические разработки:

Т.С.Комарова «Детское художественное творчество.  Для работы с детьми в 2-7 лет».

Т.С.Комарова  «Изобразительная деятельность в детском саду» 3-4 года.

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 4-5 лет

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 5-6 лет

Т.С.Комарова  «Изобразительная деятельность в детском саду» 6 — 7 лет

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная группа

 Технологии и методики:

Личностно – ориентированная;

Игровая;

ИКТ – технология;

Технология художественного творчества.

Задачи этапов  программы:

Задачи в младшей группе:

— Синхронизировать  работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать  зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

— Создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в другие формы, создавая при этом выразительные образы;

— Учить лепить пальцами, соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; формировать мелкие детали;

— Создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.

— Использовать в работе нестандартное оборудование при создании образов и несложных композиций.

Задачи  в средней группе:

— Формировать умение лепить несложные композиции.

— Формировать умение создавать объёмные формы.

— Обучать способам соединения частей; поощрять стремление к более точному  изображению.

— Учить детей расписывать поделки из солёного теста.

Задачи в старшем дошкольном возрасте:

-Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета.

— Учить выделять в композиции главное, учить планировать эскиз, композиционную схему.

— Побуждать создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжеты композиции, используя разные способы лепки, приёмы декорирования образа.

— Закреплять умение работать коллективно над композицией, договариваясь о распределении работы.

— Закреплять умение расписывать готовые поделки.

— Закреплять умение использовать  в работе нестандартное оборудование.

Результат реализации «Программы»:

Воспитанник должен:

Создавать композиции из солёного теста по замыслу;

Использовать в работе нестандартное оборудование;

Оформлять работы дополнительными деталями;

Овладеть определёнными умениями, навыками, знаниями в работе с солёным тестом;

Уметь управлять своими поступками, чувствами;

Иметь сформированную потребность в изо – деятельности.

Формы проведения итогов реализации «Программы»:

Выставки детских работ;

Творческий отчёт на педсовете;

Диагностический лист.

 

Литература

  1. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». 2006год Издательство «Карапуз-дидактика».
  2. Т. Н. Доронова «Обучаем детей изодеятельности» (планы занятий и бесед) 2005 год Издательство Москва «Школьная пресса».
  3. И. Хананова «Поделки из солёного теста» 2006 год Издательство «АСТ-пресс».
  4. И. Хананова «Солёное тесто» 2007 год Издательство «АСТ-пресс».
  5. Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина «Красота. Радость. Творчество».
  6. Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста» Айрис-пресс, Москва, 2008 год.
  7. В. А. Хоменко «Солёное тесто. Шаг за шагом» Г. Харьков книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2007 год.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА

 2 младшая группа:

  • отделять от большого куска небольшие  комочки;
  • раскатывать  комок теста  прямыми движениями;
  • раскатывать комок теста круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  • соединять концы;
  • сплющивать между ладонями комок теста;
  • соединять 2-3  знакомые формы;
  • защипывать края  формы кончиками пальцев;
  • использовать нестандартное оборудование.

Средняя группа:

  • скатывать прямыми движениями;
  • скатывать круговыми движениями;
  • расплющивать;
  • соединять в виде кольца;
  • защипывать края формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • оттягивать части от основной формы;
  • сглаживать поверхности формы;
  • присоединять части;
  • прижимание;
  • примазывать;
  • вдавливать для получения полой формы;
  • использовать стеки.

Старшая  группа:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • лепка из целого куска;
  • сглаживание поверхности формы;
  • устойчивость изделия;
  • выразительность образа;
  • динамика движения;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • роспись;
  • налепы;
  • углубленный рельеф;
  • использование стеки;
  • использование нестандартного оборудования.

Подготовительная группа:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • динамика движения;
  • выразительность образа;
  • лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  • поза;
  • пропорции;
  • разные способы лепки;
  • сплющивание;
  • защипывание, соединение краев теста;
  • оттягивание;
  • сглаживание;
  • вдавливание;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • раскатывание;
  • мелкие налепы;
  • устойчивость;
  • рельеф;
  • роспись;
  • использование стеки.
Тематический план

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии. Количество занятий на изучение раздела, темы.
1. Осень.
1. Водное занятие. 2
2. Грибок. 2
3. Божья коровка. 2
4. Ёжик. 2
5. Осеннее дерево. 2
2. Животные.
1. Весёлая пчёлка. 2
2. Овечка. 2
3. Бабочка. 2
3. Зимние забавы.
1. Новогодняя ёлка. 2
2. Снеговик. 2
4. Цветочные композиции.
1. Ромашка. 2
2. Гусеница на цветочной поляне. 2
3. Букет в вазочке. 2
4. Корзина с цветами. 2
5. Коллективная лепка.
1. Сказка «Колобок» 2
2. Петушок с семьёй. 2
3. На весеннем лугу. 2
4. Забавные рыбки.

2

Итого: 36

Тематический план. Возраст: 3-4 года

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии.

Количество занятий на изучение раздела, темы.

1.

Осень.

 

1.

Водное занятие.

2

2.

Грибы.

2

3.

Божья коровка.

2

4.

Ёжик в осеннем лесу.

2

5.

Осеннее дерево.

2

2.

Животные.

 

1.

Весёлая пчёлка.

2

2.

Забавные рыбки.

2

3.

Лисичка-сестричка.

2

3.

Зимние забавы.

 

1.

Новогодняя ёлка.

2

2.

Весёлый снеговик.

2

4.

Цветочные композиции.

 

1.

Букет в вазочке.

2

2.

Корзина с цветами.

2

3.

Земляника.

2

4.

Гусеница на цветочной поляне.

2

5.

Коллективная лепка.

 

1.

Сказка «Колобок»

2

2.

Петушок с семьёй.

2

3.

Матрёшки

2

4.

Подсолнухи в деревне.

2

Итого: 36

Тематический план. Возраст: 4-5 лет

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии.

Количество занятий на изучение раздела, темы.

1.

Осень.

 

1.

Водное занятие.

2

2.

Грибы.

2

3.

Божья коровка.

2

4.

Ёжик в осеннем лесу.

2

5.

Осеннее дерево.

2

2.

Животные.

 

1.

Весёлая пчёлка.

2

2.

Забавные рыбки.

2

3.

Лисичка-сестричка.

2

3.

Зимние забавы.

 

1.

Новогодняя ёлка.

2

2.

Весёлый снеговик.

2

4.

Цветочные композиции.

 

1.

Букет в вазочке.

2

2.

Корзина с цветами.

2

3.

Земляника.

2

4.

Гусеница на цветочной поляне.

2

5.

Творчество.

 

1.

Ромашка.

2

2.

Кошачья семья.

2

3.

Бабочка.

2

4.

Цветик- семицветик.

2

Итого: 36

Тематический план. Возраст:5-6 лет

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии.

Количество занятий на изучение раздела, темы.

1.

Осень.

 

1.

Водное занятие.

2

2.

Грибы.

2

3.

Ёжик в осеннем лесу.

2

2.

Цветочные композиции.

 

4.

Букет в вазочке.

2

5.

Корзина с цветами.

2

3.

Зимние забавы.

 

6.

Новогодняя ёлка.

 2

4.

Животные.

 

7.

Лисичка-сестричка.

2

8.

Павлин.

2

5.

Коллективная лепка.

 

9.

Сказка «Колобок».

2

Итого: 18

Тематический план. Возраст:5-6 лет

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии.

Количество занятий на изучение раздела, темы.

1.

Осень.

 

1.

Вводное занятие.

2

2.

Осеннее дерево.

2

2.

          Цветочные композиции.

 

3.

Красивые цветы на поляне.

2

4.

Корзина с цветами и фруктами.

2

3.

Зимние забавы.

 

5.

 Снеговик и его друзья.

2

4.

Животные.

 

6.

Рыбки в аквариуме.

2

5.

Коллективная лепка.

 

7.

Морской пейзаж.

2

8.

 Подсолнухи в деревне.

2

9.

 Три медведя.

2

Итого: 18

Тематический план. Возраст: 6-7 лет

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии.

Количество занятий на изучение раздела, темы.

1.

Осень.

 

1.

Водное занятие.

2

2.

Как мы в лес по грибы ходили.

2

3.

Ёжик в осеннем лесу.

2

4.

 Осенний лес.

2

5.

 Фруктовое чудо.

2

2.

Животные.

 

6.

Павлин.

2

7.

Сказочная птица.

2

8.

Весёлая корова

2

3.

Зимние забавы.

 

9.

Дед Мороз.

2

10.

 Новогодняя ёлка.

2

11.

 Снеговик и его друзья.

2

4.

 Цветочные композиции

 

12.

 Подснежники

2

13.

Букет в вазе.

2

14.

Корзина с цветами и фруктами.

2

15.

На весеннем лугу.

 2

5.

Коллективная лепка.

 

16.

 На дне морском.

2

17.

Подсолнухи в деревне.

2

18.

Весёлый алфавит.

2

Итого: 36